"ДВАДЦАТЬ ШЕСТЬ МОСКОВСКИХ ЮРОДИВЫХ, ПРОРОКОВ, ДУР
И ДУРАКОВ» 18
Москва, 1865
этой книги, на которое мы покушаемся, нежной прелюдией. Вот идет барыня.
Из-под шубки черного соболя спускается, колыхаясь приятными волнами, дорогое
платье, ловко сшитое мозолистыми руками портнихи. Барыня держит себя так
бойко, говорит так умно и, зайдя в лавку, покупает какую-то книжку. Словом,
62
63
видя перед собою прекрасный, колыхающийся сзади кринолин барыни, думаешь,
что и образ, носимый ею спереди, тоже недурен: разумеем лицо, иначе образ
божий и подобие. Тут, как насмех, подскакивает нечистый и, злобно скаля
зубы, предлагает познакомить нас с этой милой барыней. «Умница необыкновенная,—
расхваливает ее нечистый,— и то подтвердят вам все брамины и халдеи». А
мы в это время были настроены чрезвычайно глупо. Мы шли, и сами не знали
куда и зачем, и вместо человеческих лиц нам все казались звериные морды.
Предложение нечистого было для нас, как нельзя больше, приятно: взнуздав
его, через минуту мы уж неслись с ним по воздуху, пропитанному самыми злыми
миазмами. Нечистый, чтоб не заразиться тифом, все нюхал какую-то
склянку с спиртом. Проскользнув в трубу, мы спускаемся в гостиную,
и нечистый с свойственной ему бесцеремонностью
объявляет: «Гостиная купчихи Аршинниковой; восемь домов, четыре амбара,
денег — уу! Два поклонника, жрет белорыбицу...» От слов нечистого понесло
вонью, и мы попросили у него скляночку со спиртом. Позвонили у дверей;
госпожа с колыхающимся кринолином вошла в гостиную, отдала дорогую шубку
оборванной кухарчонке, поспешно села за стол и вынула какую-то книжку.
Мы с лукавым отходим в сторону и ждем, что будет. Положила она эдак перед
собою книгу и, с какою-то ехидною жадностью, начинает читать > ее заглавие;
но — увы! — никак не прочтет заглавия. Нечистый инда фыркнул от удовольствия.
Дело в том, что первая строка заглавия начинается не буквою какою-нибудь,
а | цифрою 26. Барыня в дорогой шубке, непривычная к такого рода хитростям,
чтоб книжка начиналась с цифры, и' уверенная вполне, что это совсем не
цыфирь, а буквы! «земля» да «веди», начинает читать: «Земля, веди
— зве...»\ «Нет,— говорит она,— это, кажись, не земля и веди, а гла-.:
голь и ерь» и опять читает, но ничего не выходит... Нечистый, по обыкновению
всегда приличный, тут не утерпел < и, зажав рот от смеха, уткнулся носом
в лежанку. «Эге,—; подумали мы,— да барыня-то дура безграмотная!» Побив-!
шись довольно над цыфирью,
барыня читает дальше: «Мыс-лете, он-мо;
слово, како — он-ко-ско,— мо-ско-вских ю-ро-ди-вых...»
И поверьте, читатель, до сих пор; еще милая барыня, необыкновенно жадная
до юродивых, сидит, разбирая книжку, потея, ругаясь так хорошо и ничего
не понимая. Нечистый хохочет; он рад, он счастлив, он в восторге, но мы
— не черти: нам жалка эта несчастная баба, и мы решаемся растолковать ей
и другим, что) это за курьезная книжка, которую даже Аршинникова ку-| пила,—
Аршинникова, никогда ничего не
покупавшая, кроме постного сахару и рыбищи.
64
В нашем обществе встречаются люди двух сортов, из которых одни — поистине
юродивые и веруют в юродивых, но держат себя деликатно, в хорошем теле,
и ходят в атласе да бархате. Другие, напротив, нисколько не юродивые, но
юродствуют, делают всякие безобразия и ходят в рубище.
К первым принадлежат люди общества, которые, сбросив с себя кафтан
и порты, словно они были зачумленные, украли у Запада костюм, а ума-то
набраться не успели; а ко вторым — мужики, которые, не расставаясь с шкурой
своих отцов, ходят по старине в кафтане и портах. Любая юбка на модной
пружине непрочь обозвать человека мужиком,— до уважения человека в человеке
они не доросли! — непрочь дать целый полтинник, чтоб только не сидеть с
мужичьем в одном вагоне, и тот же самый мужик, только лишь прикинься ханжей,
только начни юродствовать, блажить, морочить людей, и та же самая юбка
почтит его несказанно, сделает его своим Юпитером, будет егозить перед
ним, раскормит его и обогатит... Читая книжку о 26 юродивых, вы увидите
там, что княгиня N держит у себя юродивого мужика, великого плута, убрав
его комнату цветами и деревьями 19.
К почитателям юродивых принадлежат люди всех классов, названные в книге,
которую мы толкуем, или прямо по имени, или начальной буквой фамилии. Мы
находим здесь и г. О., и князя Долгорукого, и барышню А. А. А., которую
он любил, и княгиню В-ую, и воспитанниц Екатерининского института, и затем
все купечество и мещанство. Чтоб не тратить слов на определение характера
этих людей, приведем здесь одно место из статьи г. Н., помещенной в духовном
журнале, называемом «Дух христианина». Н. рассказывает, что «одна барыня,
считающая себя образованною (еще бы!), готовила пищу в постный день (еще
бы!); когда же все было сделано, она вспомнила, что поутру мазала голову
помадой и, не вымывши рук, выжимала морс из клюквы. Из опасения оскоромиться
самой и других ввести в грех, она вылила вон приготовленную пищу, и, с
досады на неудачу и оплошность, она нашла случай заметить мнимую неисправность
в своей прислуге и сильно избила ее (еще бы!)».
Юродивые, как мы сказали, все — из мужиков. Это или полоумные по природе,
или доведенные до безумия жестокой судьбою, как, например, Данилушка; или
же плуты-промышленники и фанатики-изуверы. Все они прикидываются дурачками,
но вообще несравненно умнее тех, которые в них веруют. На что уж был юродивый
Иван Яковлевич, но и тот, возмущенный иногда бессмыслием приходивших к
нему баб, гнал их от себя в шею. А, например, УГЛИЦКИЙ юродивый Василис
Макарыч, тот удрал штуку,
65
которая и в голову не придет барыне: он завел воскресную 1 школу для
ребятишек, да и учит их грамоте (СПб. ведомости, 1865, № 34) 20.
Положим, однако, что все это — безумные, но вот верующие в них, те
ведь не считают себя безумными, даже называют себя христианками, а когда
вы немного пораскопа-ете их, вы увидите,
что это — самые злые язычники. Книжка, на
которую мы теперь пишем толкование, разоблачает пред нами подвиги, не уступающие
подвигам суздальских волхвов, описанных Нестором. В Суздале был голод,
и распространился суеверный слух, что будто бы женщины держат за спиной
жито и рожь, и вот волхвы ходили по городу, резали богатых женщин и будто
бы вынимали у них из спины жито и рожь. То были волхвы, но вот пред нами
люди, которые называются христианами. Книжка о 26 юродивых представляет
самые мерзкие факты, до которых когда-нибудь доходило тупоумное ханжество,
и не верится, чтобы это могло быть, а между тем все это — печальная правда.
В ней рассказывается, что «многие приходили к гробу Ивана Яковлевича с
пузырьками и собирали в них ядовитую материю, которая текла из гроба*.
Должно думать, что этой материей будут лечить детей. Пришли солдаты
обмывать Ивана Яковлевича, но женщины вытолкали их вон, сами его обмыли,
и ту воду, которой обмывали, тут же выпили».
Многие, пожалуй, готовы сказать, что это
вздор, что человеку невозможно унизиться до такого скотства, а между тем
эти самые суеверия распространены по всей Руси. Шпилевский в своем сочине-
{ нии о Белоруссии говорит, что там, по суеверному обы-: чаю, покойника
обмывают не мужчины, а непременно женщины, которые и
называются мертвечихами,— что они; очень веруют в воду, которой обмывали
покойника, и хоть не пьют ее, как у нас в Москве, но льют ее в могилу или
окропляют ею могилу. Точно так же веруют в материю, которая течет из покойника,
и чуть она показалась, родные стараются скорей обтереть ее, чтоб мертвечихи
не собрали ее в склянки и не сделали из нее какого-нибудь чародейского]
употребления (Шпилевский. Белорусские
родины и крестины).
Вера в юродство, относительно настоящих юродивых, доходит до зверства,—
нет, она хуже всякого зверства! В Воронеже живет Антонушка, человек с крайне
слабым рассудком, дошедший до степени ребячества. Он ничего не понимает,
он боится людей, но бабы силой тащат его кол-
*Если при анатомировании трупа в порезанный палец попадет
капля такой материи, то скорее отрезают палец, отрезают всю руку — иначе
человек погиб.
66
довать: колдуй, да и все тут! Он плачет, кричит и рвется, думая, что
его ссылают на каторгу, а его все тащат, крестясь на него и молясь. Его
привели на двор С-ва, он расплакался как дитя, и не хотел сойти с пролеток,
но его насильно втащили в комнату, но он вырвался и побежал к воротам,
которые оказались затворенными; он бросился в подворотню, но один из сыновей
г. С-ва схватил его за ноги и втащил обратно на двор. В селе Бусине, около
Москвы, ханжи отыскали бедную и, вероятно, нервную молодую девушку, сказали
ей, что будет такое-то явление, заперли ее в яму и морили ее в этой яме,
сбирая за нее большие деньги, пока не освободила ее полиция. «На допросе
она показала, что была научена, и сказала, кем именно, что никакого гласа
она никогда не слыхивала, что ей очень наскучило сидеть в яме, и она хотела
оттуда бежать, а обещанных денег ей никогда не давали и пользовались ею
только те, которые ее научили». Скажут, что и это небылица, или даже ничего
не скажут: какое кому дело, что там в яме гибнет замурованная девушка?!
Но вот, милые мои, в деревне Кишкиной, Поле-Березовской волости, Солига-лицкого
уезда, живет юродивый Козьма Ларионов, и родные его, чтоб он не ушел, чтоб
не вырвался как-нибудь из их рук да не лишил бы их большого дохода, да
чтоб еще сильней подействовать на воображение верующих, взяли да и приковали
его на цепь. Приходили к нему люди, и он робко, боязливо умолял этих людей
спустить его с цепи, но его держали, держали на цепи целых пятнадцать лет,
пока не узнала об этом полиция (Костромские губернские ведомости, 1884).
Подслеповатые невежды, не видящие дальше своего носа, а тоже фарисействующие,
заметят лукаво, что это один лишь случай. Нет, это далеко не случай (см.
История России: Соловьев С., т. XIII, с. 213). Пусть вспомнят, что повсюду
юродство бесконечное, что в одной Москве 26 юродивых, что Воронеж и Углич
ими переполнены (СПб. ведомости, 1865, № 35) 21, что всей Тверью, славной
некогда в истории, ворочает теперь Лешка юродивый и что, наверно, до сих
пор еще по разным углам матушки Руси продолжают замуровывать людей и сажать
их на цепь, и тихо, спокойно, под наружностью самою благовидною, кишат
преступления... Что ж вы скажете на это, милые друзья наши,— вы, во-первых,
обскуранты, под кровом разума кующие ковы здравому смыслу,— вы, мрачная
изгарь, потаковщики всякому оскорблению человеческого достоинства, вы —
Аскоченские в юбках, самоедки в гарибаль-динках, пьющие воду с Ивана Яковлевича1?
Что ж вы скажете? Умащайте ж скорее власы на главах своих, ликуйте, ибо
на вашей улице праздник... Но не спасут вас целые армии самоедов. Прошедшее
для вас темно» 22.
67
Скажем несколько слов о самой книге, которую мы толковали. До 1860
года о существовании юродства и разных, подобных ему, так называемых в
«Московских ведомостях» подземных мерзостей знали одни лишь специалисты.
В этом году кто-то сообщил в «Московские ведомости», что вот в «безумном
доме» живет Иван Яковлевич и — о ужас! — благословляет... Дальше шли точки.
Тогда появляется человек, не сгубивший еще живой души, и, не стыдясь прикоснуться
к мерзости, не боясь замараться в грязи, спускается на самое дно нечистых
побуждений и печатает «Житие Ивана Яковлевича». Автор «Жития» поставил
себе целью высказать все, что накопилось у него на душе, а потому понятно,
что его книга скорее была похожа на крик ужаса, чем на исследование. «Каким
вздором занимаются, какая глупая книжка, какое кощунство!» — кричат дикари,
а между тем сами же начинают честить друга друга юродивыми: слова юродивый,
юродивей, делаются самою модною бранью. В 1862 году появляется «Сказание
о кончине» двух московских юродивых, изобличающее самым бесцеремонным образом
известные стороны русской жизни,— и вот через три года пред нами снова
лежат целых 26 юродивых. Кто автор этой книги — на книге не означено; но
интересно сравнить ее с «Житием Ивана Яковлевича». Житие писано было человеком,
который с горячностью юноши, не ведающего, что он творит, спешил все высказать
и с наивностью, достойной ребенка, думал, что все так и обратят внимание
на его книгу 23.
Плачась на человека, он с детской верою призывал на помощь ему, на
спасение его — знание и науку: «воскресных школ,— говорил он,— бога ради,
воскресных школ на каждом углу!». Книга о 26 юродивых писана совершенно
другим человеком. Не бойся, читатель-обскурант, тебя не оскорбит уже больше
преступное воззвание к школам, и в книге ты не найдешь ничего кроме фактов.
Мы говорили доселе о содержании книги, видели в ней много гадко-юродственного;
но и самое издание книги не лучше. Впрочем, тут дело не в плохом издании,—
это у нас не редкость,— а в некоторых относящихся сюда посторонних обстоятельствах.
Вот что мы слышали и за что отвечаем. Автор этой книги или тот, кому она
принадлежит,
в минуту жизни трудную
пошел на Никольскую, чтоб там продать рукопись; он просил за нее от
8 до 10 рублей, но никто из книгопродавцев не пожелал приобресть ее. Узнав,
что в одной из нескольких книжных лавок есть торговец, носящий фамилию
Баркова, известного врага ханжей, он взял да и подарил ему эту книжку.
Новый Барков этим не удовольствовался, а,
68
попросил расписку, что книга действительно подарена ему. И вот она
издана, напечатана в нескольких заводах, и за плохое издание в поллиста
назначена цена рубль серебром, тогда как автор прямо говорил, чтоб книгу
продавать никак не дороже тридцати — пятидесяти копеек. Кажется, не нужно
прибавлять более никаких объяснений: дело говорит само за себя, само себя
называет должным именем,— рисует нам положение русских писателей и аферистов-издателей
24.
Сайт создан в системе
uCoz