УГЛИЦКИЕ ЮРОДИВЫЕ И ПРЕДСКАЗАТЕЛИ
16
...В каждом человеческом обществе, будь оно ское или японское, всегда
найдется особого рода черты и явления, которые весьма ясно будут говорить
вам о взглядах, понятиях и верованиях этого общества, а следовательно,
и о степени его развития. У нас на Руси к числу таких характеристичных
явлений, бесспорно, принадлежат, между прочим, и разные святоши, предсказыватели
и вообще юродивые. Недавно в Москве появилась книжка, в которой рассказываются
биографии 26 подобных личностей, подвизавшихся в первопрестольной столице
русского царства 17. В относительном размере, здешняя местность наделена
этим добром не менее Москвы. Еще не так давно отошли к праотцам появлявшиеся
от времени до времени в Ионушка и Василис (правильнее: Василиск) Мака-и
куда-то исчез Андрей, или Андрюшка. Ионушка был существо толстое, плешивое,
сопящее, с несвязною речью и замашками юродивого, а Василис Макарыч, напротив,
смотрел не только приличным, но даже и благообразным старцем. Не слышно,
чтоб к ним обращались за предсказаниями; но за всем тем, если Ионушка,
на основании некоторых его поступков, действительно не мог быть причислен
к разряду обыкновенных смертных, то мы
весьма удивляемся, на каком основании мнение народа ставило на одну доску
с ним и Василиса Макарыча... Что касается до того, как он держал себя,
то некоторые из его поступков были весьма разумны. Так, например, слышали
мы, что, сидя в своей келье, в селе Архангельском, в одиннадцати верстах
от Углича, где было постоянное его местопребывание, Василис Макарыч занимался
чуть ли не бесплатным обучением славянской грамоте тамошних крестьянских
ребятишек. А народ все-таки считал этого старика каким-то блаженным! Что
же касается до Андрея, то этот нисколько не походил ни на Ионушку, ни на
Василиса Макарыча. Молодой, высокий парень, в костюме
монастырского послушника, с сумою за плечами и четками в руках,— вообще
порядочная прогарь, как говорят,— он водил знакомство преимущественно с
барынями подходящего ему развития, носил им просвирки, попивал у них чаек
и пленял их рассказами о своих странствованиях по белу свету. Он был из
крестьян; его ловили и даже секли, но отучить от бродяжничества не могли:
Андрей все-таки оставался Андреем. Однажды его заперли по какому-то случаю
в амбар или сарай; Андрею не понравилось,— он лал отверстие в кровле своей
тюрьмы и вылез на волю...
— Зачем ты разломал кровлю? — спрашивают его.
— Я не ломал,— отвечает
— Да как же это случилось, что на кровле дыра и ты на свободе?
— Я только помолился,— говорит он: — «Милосердия двери отверзи нам!»
— кровля-то и отверзлась, я и вылез...
В настоящее время у нас существует отец Петр и так называемый Иванушка
Тульский, хотя мы и не знаем наверно, действительно ли он из Тулы. Иванушка
живет где-то около Углича и посещает город тоже периодически. Он лишен
употребления ног, а потому и разъезжает: летом — на небольшой тележке,
а зимою — на санках. Экипажи его обыкновенно возят какие-нибудь усердствующие
бабы, в числе двух или трех. Если их две, то одна из них идет в корню,
а другая поддерживает тележку или сани сзади; если же три, то уж в корень
закладываются две. Эти же бабы вытаскивают Иванушку из экипажа и вносят
его куда нужно,— в дом или в церковь. Иванушка тоже, кажется, не пророчествует,
а только дает благословение и советы. Как ь, наиболее гремит отец Петр,
жительствую-весьма недалеко от Углича, в слободе, называемой Иерусалимской,
где он в прежние времена был священником. Мы не знаем отца Петра лично,
но, судя по рассказам тех, кто имел с ним дело, он говорит весьма неясно.
Иногда отец Петр употребляет даже какие-нибудь знаки и действия для изображения
того или другого обстоятельства. Поэтому под руками у него всегда находится
порядочный запас камешков, щепок, бумажек и т. п. Свернет отец Петр из
тряпки или хлопка что-нибудь вроде человеческого подобия и положит эту
штуку в коробочку,— значит, смотря по обстоятельствам вопрошающей стороны,
быть покойнику или новорожденному и пр. Отец Петр известен не только в
Угличе и его уезде, но и в некоторых других городах здешней губернии, известен
даже и за чертою губернии. Народу у него бывает много, в особенности из
женщин.
Сайт создан в системе
uCoz